Ну вот ремонт закончен и как по закону подлости случилась новая проблема- сломался ДЖИЛЕКС 60/52 в скважине но обо всем по порядку.
Итак, предистория. Пошел в баню и, пока раздевался, неожиданно пропало освещение. Зашел домой, как раз накануне поставил реле от перенапряжения, думал что опять из за сильного ветра свет отключился но… нет, на реле горел зеленый светодиод, значит напряжение в норме и оно работает, гляжу- отключилось УЗО. Ну всякое бывает, включаю- мгновенно опять отключилось… Опять включаю- все нормально. Помылся, прихожу а мне сразу говорят- вода слабо течет… Я тут же понял что с насосом случился небольшой кирдык и надо срочно ремонтировать или менять т.к. скважина застаиваться не должна, заилится- потом замучаешься чистить скважину. Как я это определил? Взял мультиметр и замерил прямо на отходящих контактах реле давления сопротивление обмотки двигателя насоса. Естественно я никакого сопротивления не увидел, значит вывода два- или провод от реле давления до насоса или сам насос.
Следующий день на работе был посвящен поиску информации по ремонту и разборке насоса. Многое почерпнул но многое просто написано и не показано. Т.к. насос- вещь дорогая пришлось рисковать и вот что из этого получилось:
Итак в свой день Рождения (7 октября) пришлось лезть в колодец доставать насос (ох и устал я поднимать насос и трубу в 18 метров с водой). Предварительно конечно проверил провод от реле давления до скважины и сам насос- оказалось что негоден все таки насос а была надежда на то что провод где то перетерся и перегорел…Отсоединил трубу. Получил вот такую картину.
Ржавчина на насосе взялась из- за сгона между насосом и обратным клапаном и перетершимся тросиком на котором собственно и висел насос (трос был в полиэтиленовой изоляции но… изоляция почти вся перетерлась и висела лохмотьями). Больше ржаветь было просто нечему. После исследования наклейки стало ясно двигатель работает с постоянным пусковым конденсатором 16 мкф х 450В.
Сразу возникло подозрение что взорвался конденсатор и отгорел провод на обмотке, т.е. починить все таки можно! Что ж, приступаем к разборке.
1. Необходимо отвернуть фильтр находящийся на торце насоса противоположному выпускному отверстию. В интернете рекомендуют откручивать двумя разводными ключами предварительно подложив резину между корпусом (он внутри пустотелый) и ключом. Ну нет у меня ключа (тем более двух) пришлось мудрить на коленках. Удержать насос практически невозможно- корпус сделан из полированной нержавейки и очень сильно скользит. Выход такой- вставил отвертку в ушко для крепления и таким образом получилось зафиксировать насос, предварительно прижав его ногой.
Хорошо, насос перестал вращаться вокруг своей оси но крышку все равно руками не открутить… Решил открутить следующим образом- наносить удары молотком через деревяшку. Сосновая палка почти сразу разлетелась, березовая держалась подольше но открутил таким образом приблизительно на 1/3 ОДНОГО ВИТКА! Я посчитал сколько времени я убью и сколько дров я превращу в опилки и пришел в ужас. Надо искать другой выход. Как не странно выход оказался совершенно простым. Делаем такое приспособление:
В качестве окружности подойдет металлическая лента из под упаковок кирпичей, диаметр окружности равен или немного больше диаметра фильтра насоса. Крепим к деревяшке буквально ОДНИМ самонарезом и приступаем к откручиванию. Надеваем приспособление как показано на рисунке
и крышка фильтра элементарно и без всяких усилий снимается! Брусок работает как стопор и как рычаг!
2. Аккуратно вынимаем все лопасти и укладываем их в том же порядке в каком вытащили из насоса. Обратите внимание на прокладки. Вообще идеально сразу все скрепить проволокой чтобы не сдвинулось и не потерялось что нибудь. Увидите в итоге болтающийся вал двигателя. Попробуйте повращать- если не вращается, значит двигатель заклинило, возможно рассыпались подшипники или перегрелась обмотка и заклинила пластмассой ротор. В любом случае продолжаем разбирать. Следующий момент- достаем сам двигатель, для этого нужно сдвинуть белую заглушку внутри корпуса. Со стороны насоса даже не пытайтесь- ничего не получится. Переворачиваем насос таким образом чтоб высовывающийся вал смотрел вниз и ни во что не упирался (я вынимал двигатель на деревянной ступеньке лестницы) , через деревяшку наносим несильные удары по крышке с выходным отверстием.
ОСТОРОЖНО! Она пластмассовая, хоть пластмасса и довольно прочная но будьте аккуратны! Когда белый ободок стопора дойдет до резьбы фильтра сдвигаем сам двигатель на исходное положение, стопор останется около резьбы, надавливаем на одну сторону стопора, он повернется в корпусе и его легко вынуть. После этого достаем двигатель.
3. Покачиваем крышку (в нее вводятся провода) из стороны в сторону и аккуратно оттягиваем от насоса. Сильно не тяните, там хоть и 3 резиновых прокладки но снимается все довольно легко. У меня появилась какая то сырость после того как я снял крышку, думал вода, понюхал- нет, масло, по рекомендациям советуют заливать глицерин, иначе при утечке можно испортить скважину маслом. Вроде здесь не должно его быть но оно было. Обратил внимание на конденсатор- он оказался с выбитым днищем, т.е. взорвался. Вытащил конденсатор и вот что я увидел:
средний провод как то странно вспух и из за него глицерин протек в конденсаторный отсек. Откручиваем провода головкой на 8. Откручиваем заглушку и сливаем масло в любую чистую емкость, где 0,5 л должно получится. Затем ухватываемся пальцами за прорези в клеммной крышке и, раскачивая, потихоньку вынимаем эту крышку. Крышку сняли? Смотрим на обмотку двигателя. Если обмотка черная- сначала сгорела и ремонт будет ООООЧЕНЬ ДОРОГОЙ! Если нет, пробуем восстановить (хотя это у вас вряд ли получится говорю сразу исходя из своего опыта). Провода, видимо после долгого контакта с маслом, просто лопаются, но их можно потом засадить в термоусадку. Можно выбить ротор (если негоден подшипник), для этого берем длинный гвоздь, я брал шиверный с широкой шляпкой, устанавливаем в отверстие в центре вала и выбиваем вал молотком. Старайтесь не повредить обмотку вытаскивая вал. Вынимаем задний фланец таким же способом как и клеммную крышку. Итак на этом этапе вы добрались до обмотки. Проверьте контакты- не оборваны ли подходящие провода.
Если провода в порядке то УВЫ. Сделать вы больше ничего не сможете. Даже если вы попытаетесь , как сделал я, отклеить заизолированные соединения провода и катушек- вы просто сорвете лаковую изоляцию с проводов и таким образом все равно приведете его в негодность сами. Кстати когда я открыл то увидел что нить, которой обвязывают катушки при намотке, расплавилась. Значит двигатель сильно грелся, несмотря на то что он находился в масле. С первого вида вроде катушки не горелые, но как только я буквально оторвал подходящие провода от катушек то увидел что катушка под проводом просто выгорела. Значит двигатель сгорел а наружные витки успели отвести тепло в масло, потому они и не потемнели. Вобщем на этом мой ремонт и закончился. Пришлось покупать новый насос. Жаль конечно но… не все в этом мире можно отремонтировать. Нет, я бы конечно попробовал перемотать, тем более что небольшой опыт в намотке именно двигателе имею но… проволоки такой нет как и не было времени, скважина просто встанет пока я буду ремонтировать… Вобщем отрицательный опыт это тоже опыт.
На этом все. Если у вас получилось отремонтировать насос то я просто рад за вас!!! Сборку производим в обратном порядке. И еще. Не включайте насос без воды! Пластиковые лопасти насоса очень быстро (30 сек) перегреются и просто склеятся. После чего вам придется или искать новый насос или новый комплект лопастей.
Если вам помогла данная информация пожалуйста лайкните её в соц. сетях. Спасибо за внимание.
PS от 28.10.2017
И снова здравствуйте. Опять сломался насос который купил взамен сгоревшего выше. Неисправность заключалась в следующем- реле давления не отключает насос и он работает без останова что тоже неправильно. Манометра на системе не было, перебрал реле давления, неисправность осталась. Пришлось купить новое реле. С ним насос успешно проработал еще 2 месяца. После чего опять перестал отключаться. На этот момент у меня уже был манометр, поставил в систему и он показал давление в 1,5 атмосферы что мало для отключения реле давления. Подумал на то что разболтались соединения от насоса до обратного клапана (кстати на фото стальной сгон между насосом и обратным клапаном, его я заменил на пластиковый отрезок трубы с двумя муфтами, чтобы не было больше ржавчины). Вытащил насос, перебрал соединения. Опять опустил, включил- все равно осталось 1,5 атмосферы. Ругался я конечно изысканно но от этого насос не уделывался. Пришлось опять доставать его из скважины и снимать крыльчатки. Благо что от сгоревшего остался весь комплект насоса. Схема насоса до смешного простая, главное- не пропустить что нибудь и соблюдать порядок сборки. Поэтому пару ступеней я разбирал с особой тщательностью, записывал что снимал, скотчем маркировал… После пары ступеней вытащил вообще весь пакет и просто тупо перебрал все со сгоревшего насоса. Неисправность выяснить не удалось но у меня подозрение на износ внутреннего посадочного места лопастей. Видно Джилекс начал и здесь экономить т.к. на старом насосе посадочное место имеет форму правильного шестигранника а на новых лопастях сделаны просто выступы в которые вал опирается и вращает лопасть. Видимо это сделано для того чтобы при заклинивании лопасти эти выступы просто сорвало и двигатель не заклинит и не сгорит. На старом насосе лопасти садились втугую и холостого хода не имели. Если и этого ремонта надолго не хватит буду думать о покупке насоса другой фирмы.
Спасибо за внимание.