В частном доме практически не бывает свободного времени. То одно сломается, то второе открутится, то третье течет…. и так по кругу. Вот и у меня опять случилась очередная неприятность. Что то случилось с насосной станцией. Но сначала об устройстве моей насосной станции. Глубина забора в моей местности составляет 19 метров (т.е. на такую глубину у меня опущен глубинный насос). Для готовых насосных станций это слишком большая глубина т.к. они работают на глубину до 10 метров. Все что глубже 10 м требует установки глубинного насоса. Поэтому моя схема водоснабжения выглядит так:
из которой понятно что устройство насосной станции очень простое и ломаться тут практически нечему. Давайте я еще объясню что нужно и для чего все это служит. Начнем по порядку:
- Гидроаккумулятор (зеленый овал на схеме)- нужен для накапливания воды и поддержания давления в системе, а также позволяет смягчать гидроудары при включении/ отключении насоса. Этакий водяной буфер. Чем больше объем гидроаккумулятора тем больший запас воды в системе и в итоге более плавное снижение давления при разборе. Но и закачка будет более долгой (это тоже зависит от мощности насоса и глубины установки того же насоса).
- Реле давления- служит для регулирования давления в системе. Имеет 2 регулировки (возможны варианты)- максимальное давление и Δ (дельта)- разность давления между максимальным и минимальным давлением. Т.е. если у вас максимальное давление в системе установлено на 3 атмосферы и дельта равна 1 то насос будет отключаться на 3 атмосферах и включаться на 3-1=2 атмосферах.
- Реле отсутствия давления служит для аварийного отключения насоса при пропадании воды на входе глубинного насоса и тем самым предохраняет лопасти насоса от склеивания. Лопасти внутри пластиковые и при трении пластмасса разогреется, склеится и насос придет в негодность.
- Обратный клапан- предотвращает обратный ход воды из системы в скважину. Устроен как подпружиненный клапан. При направлении воды в сторону отбора (насос начал качать воду) клапан давит на пружину, пружина сжимается и клапан остается в открытом состоянии. Как только давление со стороны насоса прекращается то давление водяного столба и пружина давят на клапан с другой стороны и клапан закрывается, таким образом препятствуя оттоку набранной воды в системе. В готовых насосных станциях обычно стоит уже на самой насосной станции, при глубинном исполнении лучше его поставить рядом с насосом.
- Глубинный насос- собственно само устройство для подачи воды из скважины/ колодца в систему водоснабжения. Выбирается в зависимости от глубины скважины и производительности.
Принцип работы следующий:
- При первом включении напряжение 220 В поступает на реле давления. Реле кажет что давление в системе меньше 3 атм (возьмем пример из предыдущего пункта 2), передает напряжение дальше на реле отсутствия давления. При первом включении возможна такая ситуация что реле «не знает» о том есть ли вода на входе насоса или нет и, возможно, вам придется запустить его вручную. Разбираете его болтом сверху. Нажимаете на двигающийся металлический контакт и, после того как вы нажали, напряжение наконец поступит на насос и он включится, при этом открывается обратный клапан. После этого можете отпустить контакт реле.
- Станция начинает набирать давление. Как только давление в системе достигнет 3 атм сработает реле давления и прекратит подачу воды в систему, обратный клапан закроется и давление в системе останется равным 3 атм.
- Давление упало до значения Δ (дельта)- опять включается реле давления, включается насос, открывается обратный клапан и вода поступает в систему. И так по циклу.
Про устройство и ремонт глубинного насоса вы можете найти тут. Это именно мой личный опыт по ремонту глубинного насоса.
Поговорим про гидроаккумулятор.
Это одна из главных деталей насосной станции. В ней всего 4 детали:
- корпус аккумулятора- то в чем находится и к чему все крепится. Обычно имеет бочкообразную форму чтобы выдерживать максимально большое рабочее давление.
- резиновая емкость, она же груша. Большой резиновый мешок. В маленьких гидроаккумуляторах может иметь хлястик для крепления к дну с помощью воздушного золотника. Из материала понятно что груша будет разжиматься при накачивании и сжиматься при спуске давления тем самым обеспечивая более менее постоянное давление. Кроме того резина отлично гасит гидроудары насосной станции!
- водяной патрубок- это то место куда будет заливаться и отбираться вода. Кроме того патрубок прижимает своим корпусом горловину груши к корпусу аккумулятора. Корпус патрубка имеет со стороны аккумулятора несколько отверстий вместо одного большого. Об этом будет написано чуть ниже.
- воздушный золотник- предназначен для закачки воздуха в пространство между грушей и корпусом аккумулятора. Так же крепит заднюю часть груши к корпусу.
Принцип работы следующий: через воздушный золотник закачивается воздух в пространство между грушей и корпусом аккумулятора. Это необходимо для того чтобы помочь груше при сбрасывании воды в систему, предотвращает истирание резины о корпус (хоть груша все равно касается корпуса но уже не всей своей площадью). Тем более при гидроударах резина резко может сжиматься/ разжиматься что резко сокращает именно амплитуду гидроудара из за того что материал груши (резина) имеет отличную растягиваемость. При закачке воды через водяной патрубок груша начинает расширяться в объеме, вследствие чего воздух из пространства между грушей и аккумулятором начинает давить на грушу создавая дополнительное давление. Когда станция отключится то остается прослойка сжатого воздуха между корпусом и грушей. Кроме того сама груша начинает давить на собранную в ней воду из за растяжения резины груши. Когда начинается сброс воды в систему, гидроаккумулятор отдает накопленную в нем воду. Отдает постепенно. При этом давление в системе плавно падает до момента включения реле давления. А что случится если полностью вычерпать воду из гидроаккумулятора? В таком случае возможна следующая ситуация. Груша, пока на неё давит воздух из корпуса, может попасть в водяной патрубок, перетереться и придти в полную негодность. Для этого в задней части водяного патрубка высверлено несколько отверстий в закрывающей основное отверстие пластине. При вышеописанной ситуации груша просто упрется в пластину и все. Она уже не порвется.
Реле давления представляет из себя подпружиненный резервуар с замыкающими контактами на одном из концов. Принцип работы простой. Пока давления в резервуаре нет или оно меньше установленного- пластина прижата пружиной к основанию резервуара, контакты замкнуты и пропускают через себя электричество. Как только давление в резервуаре станет равно установленному, пластина поднимается, контакты размыкаются и подача напряжения прекращается. Силой натяжения главной пружины можно регулировать порог срабатывания реле.
Реле отсутствия давления очень похоже на реле давления. Принцип только немного другой. При резком пропадании давления (т.е. насос засосал воздух вместо воды) пластина отбрасывается и контакты размыкаются.
Теперь пройдемся по неисправностям.
- Станция не включается. В данном пункте можно собрать такую кучу неисправностей что можно за голову схватиться. Прежде всего начинаем плясать от печки. Т.е. от питания. Проверяем приходит ли 220 В на реле давления, реле отсутствия давления, розетку насоса. Если где то пропало напряжение — исследуем этот блок. Перед включением насоса обязательно убедитесь в исправности самого насоса прозвонив обмотки прямо через сетевой провод. Подробнее по электрике можете посмотреть тут, по измерению приборами- тут. Если насос исправен то можете его попробовать запустить прямо подключив 220 В например через удлинитель. Наличие давления покажет что насос исправен а не работает реле давления или реле отсутствия давления. Может так же где нибудь быть оборван провод.
- Станция работает, но из крана идет воздух вперемежку с водой. Насос то включится то выключится. Данная неисправность указывает на то что возможно в вашем гидроаккумуляторе порвался резиновый мешок и воздух из пространства между корпусом гидроаккумулятора и резиновым мешком смешался и теперь поступает в систему водоснабжения. При этом насос не может уже больше накачивать грушу а заливает сразу корпус гидроаккумулятора. При таком положении вещей буфера в системе больше нет и насос качает давление напрямую в систему. Давление резко повышается при включении, практически моментально набирается, отключается реле давления. Но разбор идет и давление так же резко падает, опять включается реле давления и все происходит по циклу.
- Станция набирает воду но по достижению максимального давления быстро (может быть и медленно, зависит от силы неисправности) происходит падение того же самого давления в системе до дельты реле давления. После чего опять начинается закачка. И так по циклу. Причем разбор воды закрыт. Тут тоже может быть несколько неисправностей. Первая- негерметичность самой системы водоснабжения. Т.е. где есть сильная утечка воды. Вода сначала набирается в систему и затем через утечку вытекает из системы. Нужно просто устранисть утечку воды. Вторая неисправность- неисправен обратный клапан. Т.е. клапан может не до конца закрываться при прекращении подачи воды из насоса, или просто клапан заклинило. Необходима замена клапана.
- Самая интересная неисправность что попалась мне. Станция отлично работает на большом разборе воды но при маленьком разборе реле давления начинает включать/ выключать насос очень часто. Сразу закралось подозрение что неисправен гидроаккумулятор. Т.к. реле включалось/ выключалось то закралось подозрение что вышел воздух из гидроаккумулятора. Попробовал накачать воздух- не качается. Пришлось снять аккумулятор из подвала и вытащить его на улицу для профилактики и устранения неисправности. Когда снял водяной патрубок то увидел что горловина груши прикипела к корпусу аккумулятора. Легонько потянул за край и груша отошла с шипом воздуха из пространства между корпусом аккумулятора и собственно грушей. Значит воздух все таки был, я просто не смог накачать давление простым автомобильным насосом, и неисправность в чем то другом. Подумал конечно что давление воздуха стало слишком маленьким и произошло исчезновение буфера. Потом взял водяной патрубок и внимательно осмотрел его. Он оказался весь в ржавчине (все таки при контакте железа с водой образуется ржавчина как ни крути) и отверстия где полностью закрылись от ржавчины а где остались совсем мааааленькие отверстия. Попробовал продуть- продувается но с довольно большим усилием. И тут меня осенило. Вероятно неисправность именно в забитом водяном патрубке. Логика такая. При максимальном разборе воды насос включается практически сразу, т.е. груша гидроаккумулятора не отдает вообще никакого количества воды при разборе, но так же выходит что и сам гидроаккумулятор не закачивается из за забитых отверстий водяного патрубка. Но т.к. кран открыт на полную то в действие вступает водяной насос и он гонит воду под давлением напрямую в систему минуя буфер (гидроаккумулятор). Логично. Теперь перейдем к маленькому разбору воды. Давление в системе падает не так резко, поэтому проходят какие то доли секунды прежде чем давление опустится до дельты реле давления. Т.к. отверстия забиты то буфера опять же нет и включается реле давления по падению все того же давления. При этом возникает сильный гидроудар (насос при старте резко вбрасывает воду в систему), который может быть в 2 раза выше чем максимальное давление. А то и больше. При этом срабатывает реле давления и отключает насос. Давление опять же резко упало- реле вновь включило насос… И так опять же по циклу. Т.е. груша не смягчает гидроудары из за тех же забитых отверстий водяного патрубка!
После этого я промыл патрубок… Ржавчина и не подумала отваливаться из отверстий. Пришлось взять дрель и рассверлить заново отверстия сверлом на 4 мм. Затем все еще раз промыть, продуть и поставить все на место.
Теперь остановлюсь подробнее на установке гидроаккумулятора. После сборки необходимо сразу закачать воздух. С водой это будет гораздо тяжелее но, если у вас есть мощный насос, тоже можете попробовать. Сколько накачивать в незаполненный гидроаккумулятор. На 50 л аккумулятор я закачал 60 «качков» старым советским автомобильным насосом. При закачивании закрыл водяной патрубок ладонью чтобы хоть тактильно представить есть давление или нет. После 40 качков стало совершенно невозможно удерживать патрубок. Отнял руку и с громким шипом воздух из груши вышел. Докачал до 60 и решил что хватит. Какое давление оказалось в аккумуляторе тоже не измерял. Поставил все на место и после первого же включения по достижению 3 атм реле отключилось. Разбор оказался плавным до 2 атм, затем включается реле и снова докачивает до 3 атм.
Наконец то довел свою водяную станцию до ума и заодно провел техническое обслуживание. Всем спасибо, буду рад если кому то помогла данная информация.